Предмет этой статьи относится к реальному миру. Предмет этой статьи относится к игре Left 4 Dead.

Left 4 Dead[1] (читается «Лефт фо дед») — многопользовательская видеоигра в жанрах «шутер от первого лица» и «хоррор на выживание», разработанная Turtle Rock Studios и изданная Valve для таких платформ, как PC и Xbox 360. Игра создана на движке Source и на ранних стадиях разработки носила рабочее название Terror Strike.

Спустя год Left 4 Dead получила прямой сиквел — игру Left 4 Dead 2, разработанную силами самой Valve.

Геймплей

В основу геймплея положена борьба четвёрки выживших с ордами заражённых после вспышки неизвестной болезни. Выжившие обладают уникальными внешностью, характером и историей, но имеют одинаковые силу, скорость и здоровье. Цель уцелевших — помощь друг другу, чтобы остаться в живых и добраться до заветного убежища или спасения в целости и сохранности. В кооперативном режиме «Кампания» игрокам доступно 4 слота персонажей, при этом если игроков не хватает, управление бесхозным героем берёт на себя ИИ игры. В режиме «Один игрок» ИИ по умолчанию контролирует трёх напарников игрока. Во всех режимах игры обычными заражёнными управляет система «Режиссёр». Те представляют собой основную массу противника, которым ассистируют обладающие разнообразными мутациями и способностями особые заражённые. Из них можно выделить так называемых боссов — танка и ведьму, представляющих наибольшую опасность. Для прохождения доступно шесть кампаний, каждая из которых состоит из нескольких глав.

В игре представлен один соревновательный режим — «Сражение». Участие в нём могут принять до восьми игроков, поделённых на две команды: выживших и заражённых. Перед выжившими, как и в классической кампании, ставится цель добраться до спасения — ну, или хотя бы постараться максимально приблизиться к концу текущего уровня. Перед заражёнными ставится цель остановить уцелевших, грамотно применяя и комбинируя свои спецприёмы. По умолчанию команде заражённых доступны три типа особых зомби: курильщик, умеющий длиннющим языком обездвиживать свою жертву, чтобы притянуть её к себе для последующего убийства; охотник, далеко прыгающий и раздирающий свою жертву острыми когтями; толстяк, полный приманивающей обычных заражённых жёлчи, которую он может извергать по собственному желанию или насильно — при нарушении целостности своей нестабильной оболочки. В команде заражённых не может быть больше одного курильщика или толстяка, но данное ограничение не относится к охотникам. Игроку, набравшему наибольшее количество очков, начисляемых за причинённый выжившим вред, в определённый момент под управление даётся танк — заражённый, обладающий огромной мощью и выносливостью, умеющий запускать в выживших машинами, контейнерами или просто грунтом. Команды меняются каждый раунд.

Разделение экрана

Технология разделения экрана официально поддерживается только в версии игры для Xbox 360, с которой возможно играть как в офлайне, так и в онлайне. Разделение экрана возможно и на ПК: для этого требуется ввести некоторые определённые консольные команды и подсоединить контроллер от Xbox 360.

Синопсис

Персонажи

Билл — ветеран Вьетнама, Зои — студентка, поклонница фильмов ужасов, Фрэнсис — байкер, Луис — офисный работник. Вместе они пытаются выжить, периодически сталкиваясь на своём пути с другими уцелевшими, но такие их контакты, как правило, недолговечны.

Сеттинг

В американском штате Пенсильвания происходит вспышка так называемого зелёного гриппа — страшного и очень заразного вируса, вызывающего неконтролируемые приступы агрессии и ярости у инфицированного. Жертва, ко всему прочему, теряет большинство основных функций головного и спинного мозгов.

Сюжет

Две недели спустя после начала эпидемии четыре человека, у которых оказался предположительно иммунитет к вирусу, пробираются через город Фэрфилд, обнаруживая всё более изощрённые мутации заражённых. После нескольких стычек с толпами инфицированных людей выжившие узнают, что не тронутый эпидемией пилот вертолёта новостей 5-го канала организовывает спасение всех оставшихся в живых людей на заброшенной эвакуационной точке — это крыша госпиталя «Милосердие». С некоторым трудом четвёрка героев, преодолевая улицы города, метро и канализацию, добирается до крыши, где и спасается на вертолёте.

Однако полёт их продолжался недолго — заражённый пилот мутировал в зомби и был застрелен Зои. Вертолёт падает посреди некоего промышленного района за пределами города. Выжившие, найдя импровизированный бронированный фургон, который, по всей видимости, сделали другие уцелевшие люди, решают с его помощью пробраться в город Риверсайд, в котором они ожидают найти спасение у военных.

На полпути к городу выжившие обнаружили дорогу, полностью заблокированную брошенными автомобилями, что вынуждает их сойти с бронемашины и продвигаться дальше пешком. После встречи сумасшедшего выжившего в церкви, вскоре пополнившего ряды заражённых, группе открылась картина: город пал и был полностью захвачен заражёнными. Выжившие, оставшиеся без надежды на присутствие военных, отправляются к близлежащему лодочному домику для возможного спасения. Связавшись по радио с небольшим рыболовным судном, которое находится под управлением супругов Слейтер, которые, в свою очередь, как и пилот вертолёта, пытаются спасти оставшихся выживших, вызволяют четвёрку из беды, подбирая их с берегов Риверсайда. Впрочем, это не мешает Слейтерам через некоторое время бросить четвёрку на произвол судьбы на берегах Ньюбурга, и это наталкивает на мысль, что они обычные мародёры, обокравшие попутчиков.

Скитающиеся выжившие укрываются в большой оранжерее, где через некоторое время над их головами пролетает военный самолёт, наталкивая группу на мысль о том, что местный аэропорт всё ещё в рабочем состоянии. Выжившие, прибыв в аэропорт, были потрясены тем, что военные в попытках сдержать распространение эпидемии напросто разбомбили аэропорт. Однако взлётно-посадочная полоса оказалась в значительной степени не тронутой, что позволяет команде, пообщавшись с пилотом самолёта, заправить самолёт горючим и улететь.

Несмотря на очередное спасение, самолёт по неизвестным причинам потерпел крушение. Выжившие оказываются на окраине национального леса Аллегейни. Следуя по железнодорожным путям, четвёрка оказывается на старой ферме, дом которой был перебазирован в военный пост — как оказалось, уже заброшенный. Выжившие, ответив по рации военным, искавшим оставшихся в живых людей, и успешно отбив атаки инфицированных, спасаются на военном БТРе, который транспортирует их в безопасную зону на северо-востоке — предположительно единственное место, которое не подверглось захвату столь продолжительное время.

Выживших доставляют на военную базу под названием «Милхейвен». Как только выжившие прибывают, их будят и под дулом автоматов приказывают оставить своё оружие и выйти из эвакуационного транспорта. Выжившие встречают агрессивно настроенных военнослужащих, которые угрожают застрелить любого, кто предпримет попытку к побегу. Военнослужащие объясняют, что команда отправляется на «тестирование», которое представляет собой серию испытаний, проводимых доктором с целью выяснить, являются ли они носителями. Однако вскоре на базу нападают заражённые, что позволяет выжившим воспользоваться ситуацией и сбежать с военной базы на поезде, оставив доктора и двух военных, которые помогли им выбраться, на растерзание зомби.

Билл — единственный, кто умеет управлять поездом — останавливает его в городе Рейфорде, штат Джорджия, неподалёку от Атланты. Они откладывают все свои споры и решают придерживаться единого плана, который гласит добраться на парусной лодке до острова Флорида-Кис, на который, по предположениям Билла, инфицированные добраться не смогут. На своём пути они обнаруживают лодку, которая заблокирована подъёмным мостом. Группа решает, что следует сначала опустить мост, затем дождаться, пока заражённые уйдут, а только потом спуститься и захватить лодку. Однако один из включенных генераторов на полпути подъёма моста неожиданно заглох, полностью остановив мост; на одновременно отважный и смелый поступок решается Билл, жертвуя собственной жизнью. Он, спрыгнув с моста, возвращается к заглохшему генератору и перезапускает его, однако Билл не успевает возвратиться из-за нападения трёх танков.

Трое оставшихся выживших решают отправиться на лодке к острову, но только после того, как помогли другим четверым уцелевшим, которым требовалось опустить мост, чтобы переправить свою машину на другую его сторону.

Разработка

Системные требования
Минимальные Рекомендуемые
Microsoft Windows
Операционная система Windows XP, Windows Vista или Windows 7
Центральный процессор Pentium 4 3.0 ГГц Intel Core 2 Duo 2.4 ГГц
Объём RAM 1 ГБ (XP), 2 ГБ (Vista)
Объём свободного места на жёстком диске 7,5 ГБ
Видеокарта DirectX 9-совместимая видеокарта с 128 МБ с шейдерами версии 2.0 — ATI X800, NVidia 6600 или лучше DirectX 9-совместимая видеокарта с шейдерами версии 3.0 — NVidia 7600, ATI X1600 или лучше
Звуковая карта DirectX 9.0c-совместимая

Ранний дизайн персонажей Left 4 Dead, слева направо: Луис, Фрэнсис, Зои, Билл

Разработка игры началась в середине 2005 года компанией Turtle Rock Studios. Первое упоминание об игре появилось перед рождеством 2006 года в журнале PC Gamer UK в виде 6-страничной статьи, описывающей процесс разработки в штаб-квартире разработчиков. Тизер был выпущен вместе с релизом Orange Box.

Первая возможность поиграть в Left 4 Dead появилась на Showdown LAN 2007 в Сан-Хосе и QuakeCon 2007. 6 ноября демоверсия Left 4 Dead стала доступна тем, кто сделал предварительный заказ через систему цифровой дистрибуции Steam. 11 ноября 2008 года она стала доступна публично.

В Left 4 Dead используется игровой движок, разработанный компанией Valve, — Source Engine 2008 года, в котором улучшили кинематографическую физику и некоторые визуальные эффекты (например, глубину резкости) и добавили поддержку многоядерных процессоров.

Source Engine 2008 позволил добавить многие виды кинематографических визуальных эффектов в игру, каждый из которых выполняется только после совершения игроком определённых действий. К ним относятся цветокоррекция, контрастность и резкость.

Существуют множество других игр, использующих движок Source:

См. полный список: Список игр на движке Source

Релиз

18 ноября игра стала доступна в Steam для всех желающих. 20 ноября состоялся релиз коробочных версий в Америке, а 21 ноября — в Европе и Японии.

Пострелизная поддержка

Спустя 7 месяцев после релиза игры Valve объявила о планах поддержки игры с помощью DLC.

  • Survival Pack (с англ. — «Выживание»)
  • Crash Course (с англ. — «Роковой полёт»)
  • The Sacrifice (с англ. — «Жертва»)

Обложка

Отредактированная обложка Left 4 Dead для немецкой версии игры

Valve утверждала, что обложка представляет собой отражение названия игры: рука — левая (Left), на руке только 4 пальца, которые принадлежат, как видно, мёртвому (Dead).

В Германии релиз игры состоялся с отредактированной обложкой. К четырёхпалой руке с обложки дорисовали недостающий палец. Немецкая цензура посчитала обложку слишком жестокой. Также обложка подверглась редактированию и в японском издании.

Руку с обложки можно заметить в самом начале заставки Left 4 Dead.

Издание в России

Издательством серии Left 4 Dead в России занималась компания «Акелла». Что интересно, с выходом каждого нового дополнения (за исключением The Sacrifice) игра перевыпускалась в обновлённой комплектации. Всего «Акелла» выпустила 3 варианта игры:

  • L4D
  • L4D + Survival Pack (Game of the Year Edition)
  • L4D + Survival Pack + Crash Course (Ultimate Edition)

Кроме того, на старте продаж, помимо обычного издания, компания реализовывала подарочное (игра + диск с дополнительными материалами + инструкция по борьбе с зомби + брелок «палец зомби-босса») и коллекционное (всё то же самое + футболка с логотипами игры + браслет с надписью «L4D Survivor»).

Отзывы

На сайте Metacritic средняя оценка игры составляет 89 баллов из 100.

В 200-м выпуске американского журнала Game Informer игра Left 4 Dead заняла 82-е место из 200 лучших игры всех времён. В журнале был приведён следующий отзыв: «Зомби появлялись в видеоиграх в различных формах, но никто ещё полностью не закреплялся в качестве полной игры о зомби-апокалипсисе, пока не появилось творение Valve — Left 4 Dead. Бурная кооперативная игра четырёх игроков против надвигаюшихся орд зомби, которых регулирует некий „Режиссёр“. Погрузитесь в игру с незабываемыми персонажами, в интригующе редкий сюжет, испробуйте увлекательный режим „Сражение“ и в конце концов испытайте свою меткость на зомби-упырях».

Игра победила в номинации «Шутер года» и заняла третье место в номинации «Игра года» (2008) журнала «Игромания».

Разное

  • Разработчик Эрик Рут создал Left 4 Dead в 8-битной интерпретации.
  • В начале каждой кампании играет специфичная музыка, имеющая серьёзный и страшный тембр, которая пытается полностью поглотить игрока в игру своей атмосферой.
    • В отличие от Left 4 Dead 2, в которой куда меньше подобных мелодий. Возможно, по причине того, что игра происходит в южной части страны.
    • В кампании «Жертва» саундтрек стал более мрачным, зловещим и страшным. Прислушавшись, можно услышать плачущие души. Возможно, это было сделано, чтобы вернуть утерянную атмосферность первой игры серии.

Примечания

  1. Название игры Left 4 Dead не имеет точного перевода на русский язык, так как совмещает в себе несколько смыслов. Цифра «4» в названии с одной стороны обозначает количество главных героев, а с другой стороны является формой записи слова «for» («для»), которое созвучно английскому «four» («четыре»). Поэтому название игры допускает следующие варианты перевода: «брошенная четвёрка обречённых», «оставленные мертвецам», «брошенные умирать» и тому подобное
Игровые режимы
Введённые в Left 4 Dead Введённые в Left 4 Dead 2
Single icon.png Campaign icon.png Versus icon.png Survival icon.png Scavenge icon.png Realism icon.png Mutation icon.png Realism Versus icon.png
Один игрок Кооператив Сражение Выживание Сбор Реализм Мутация Сражение:
Реализм